Как работать по-новому?

По данным Павлодарского областного филиала республиканской Палаты предпринимателей, среди обращений и жалоб предпринимателей, причем как из городской, так и из сельской местности, чрезвычайно большой процент занимают нарекания, связанные с земельными отношениями. Палата вынуждена вмешиваться и отстаивать права бизнесменов, в том числе и сельских.

Почему так происходит? Ведь принят новый Земельный кодекс, казалось бы, учитывающий все нюансы земельных отношений. По итогам ряда рассмотрений жалоб сельчан, которым помогла Палата предпринимателей, складывается впечатление, что далеко не все государственные чиновники, не все члены земельных комиссий от общественности, знакомы с последним вариантом Земельного кодекса РК. Так может, пришла пора ещё раз прояснить то, чего не удосуживаются прочитать чиновники, за исключением, разве что, работающих в сфере земельных отношений. А начнём с небольшого экскурса в недавнее прошлое.

Все, наверное, помнят, какой громкий резонанс в казахстанском обществе вызвали некоторые положения Земельного кодекса, вышедшего в 2016 году. Граждане активно высказывали свои сомнения и несогласие. И 6 мая 2016 года, учитывая пожелания казахстанцев, Президент страны ввел мораторий до 31 декабря 2021 года на нормы Кодекса, касающиеся предоставления земель в частную собственность казахстанцам и в аренду – иностранцам. Была создана специальная комиссия по земельной реформе, которая выработала предложения по совершенствованию Земельного кодекса, пишет собкор «КазахЗерно.kz».

В результате Законом Республики Казахстан от 4 мая 2018 года введён запрет  на  предоставление сельхозземель в аренду совместным предприятиям, имеющим иностранное участие в уставном капитале в любых долях. Кроме того, законом предусматривается сохранение и совершенствование норм аренды сельхозземель казахстанцами, установление предельных размеров сельхозземель, предоставляемых в аренду, ужесточение требований к предоставлению сельхозземель на приграничных территориях. Параллельно ставится задача удовлетворить нужды населения в пастбищных угодьях для скота и отнести предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства к государственным нуждам.

Как видим, нововведений много, и нам пора жить и действовать в соответствии с новыми законодательными реалиями. Но происходит ли это в реальности? Для начала давайте выясним, что нового в последнем варианте Кодекса о земле? Прежде всего, он направлен на сохранение и дальнейшее совершенствование института аренды сельхозземель казахстанцами. Теперь более подробно регламентируется порядок предоставления сельхозземель в аренду на конкурсной основе. Работа идёт по утвержденному акиматом перечню выставляемых на конкурс земель, согласованных с общественными советами и неправительственными организациями. А сам перечень земельных участков, выставляемых на конкурс, принимается в случае положительного заключения не менее чем тремя четвертями состава согласующих органов и организаций. И, кстати, для обеспечения прозрачности проведения конкурсов, в состав земельных комиссий положено вводить представителей отраслевых общественных объединений и общественных советов, Национальной палаты предпринимателей, органов местного самоуправления – их должно быть не меньше половины среди членов комиссии. Выполняется ли эта норма – трудно сказать, как и то, имеют ли представление о земельном законодательстве члены земельных комиссий от общественности.

Для гласности и равного доступа к конкурсу всех его потенциальных участников, закон предусматривает опубликование извещения о проведении конкурса в СМИ и на официальных интернет-ресурсах акимата и МСХ, одновременное направление его всем акиматам районов для размещения на своих информационных стендах и официальных сайтах. Знаете, поначалу так и было. Но в последнее время подобных сообщений не увидишь, а сами информационные ресурсы акиматов и ряда госучреждений существуют, как может показаться, для галочки. Не обновляются месяцами.

Сегодня просто так землю в аренду не получить, обязательное условие участия в конкурсе – подача бизнес-плана ведения сельхозпроизводства, обязательств по составлению и освоению проекта внутрихозяйственного землеустройства, обязательств по созданию рабочих мест для местного населения и по выполнению индикативных показателей диверсификации структуры посевных площадей в соответствии со специализацией региона. То есть земли должны использоваться рационально. А для контроля за их использованием закон требует ведения постоянного мониторинга: первые 5 лет аренды – ежегодно, затем на орошаемой пашне — каждые три года,  на богаре – раз в  пять лет. Результаты мониторинга становятся основанием для продления срока аренды земельного участка. При этом надо учесть, что законом для усиления государственного контроля предусмотрено наделение районных исполнительных органов правом государственного контроля за рациональным использованием сельхозземель. Действует новый подход в исчислении сроков неиспользования сельхозземель, процедуру изъятия земельного участка можно теперь начинать после осуществления двух за два года проверок в отношении субъекта.

Ладно, с проверками тех, кто вообще не использует земельные участки, власти на местах худо-бедно справляются. Сокращая в отчётах площади неиспользуемых земель, а затем занимаясь изъятием земельных участков и их перераспределением. Но эта тема стала основной. Почему? Ведь гробить землю можно не только ничего на ней не выращивая, кроме сорняков, но и насилуя её из года в года, при этом ухудшая её физический состав. Здесь-то как обстоят дела? Прямо скажу, в Павлодарской области – никак. Не удалось найти ни одного упоминания о том, что земельная инспекция, наделённая административными правами, как-то наказывала бы тех, кто не занимается подкормокой земли удобрениями, кто из года в год, занимаясь монокультурой, выносит напрочь плодородный слой земли. То есть требование закона о постоянном мониторинге земель в значительной части не выполняется. Не занимаются этой работой и местные контролирующие органы. И никак не пойму – почему? Мы уже перестали считать землю главным ресурсом страны? Или нам стало всё равно, какую землю мы отдадим потомкам — выжатую до остатка, или сохранившую способность плодородия?

Очень важно, что для введения единых требований утверждается типовая форма договора аренды земельного участка, она и стала ориентиром для местных исполнительных органов при заключении соответствующих договоров. При этом типовым договором аренды предусмотрено расширение обязанностей арендатора по использованию земли, повышается его ответственность. И как используются эти положения об ответственности арендаторов? Слышал ли кто-нибудь, сколько крестьян в Павлодарской области наказали за истощение плодородного слоя земли? Не знаю, может быть, в каких-то кабинетах и имеется подобная информация, но общественности она не известна. Скорее всего, просто не о чем говорить.

Если вспомнить, то обсуждение нового Земельного кодекса дало толчок и для принятия нового Закона о пастбищах. И теперь предусмотрены нормы, согласно которым вокруг населённых пунктов определены площади пастбищ для скота из личных подворий сельчан. На таких территориях действует запрет на их предоставление в аренду физическим и юридическим лицам Республики Казахстан. А с учетом того, что пастбища вокруг сёл уже поделены и зачастую находятся в собственности и землепользовании отдельных граждан, акимам дана возможность их изъятия, путем отнесения нужд населения в пастбищных угодьях к государственным нуждам.

Но как используются эти права? Редкий случай, когда земли действительно отчуждались для пастбищ, если они уже у крестьянина, то надо учитывать и его интересы, предоставить хотя бы равноценный участок, а зачастую это невозможно. Я уже не говорю о том, что представляют из себя пастбища рядом с более или менее крупными сёлами. Это к середине лета, по сути, голые полигоны, на них уже несколько десятилетий не проводили рекультивацию и подсадку травосмесей. А ведь пастбища не только объедаются, но и вытаптываются животными, особенно если кто-то додумался пасти рядом с селом овец. Эта проблема не решается уже давно, и крестьяне даже летом, в разгар пастбищного сезона, вынуждены вечерами серьёзно подкармливать своих бурёнок дома.

Ну и еще одно: с 2021 года торги (конкурсы, аукционы) по продаже земельных участков или права аренды земельных участков будут проходить только в электронном виде, через веб-портал госимущества. Правда, до сих пор неизвестно, как идёт подготовка к этому, смогут ли крестьяне без проблем участвовать в таких торгах? Информации об этом не удалось найти ни на министерском, ни на местных официальных интернет-ресурсах.

Естественно, в новых условиях резко возрастает роль земельных комиссий разного уровня, они становятся качественно другими. Давно утверждено минсельхозом положение о земельной комиссии, оно вступило в законную силу. Не пересказывая полностью всех пунктов положения, отметим, что предусматривается создание единой земельной комиссии, объединяющей земельную и конкурсную комиссии, поскольку состав таких комиссий практически идентичен и на местном уровне будет представлен одними и теми же субъектами — должностными лицами и представителями неправительственных организаций.

Земельная комиссия – это по-прежнему коллегиальный орган при местной власти. Она создаётся для рассмотрения ходатайств граждан и подготовки заключений о предоставлении прав на земельные участки, об изменении целевого назначения земельных участков и о переводе земель водного фонда в земли других категорий. Состав земельной комиссии должен быть нечётным, не менее 9 человек. А представителей отраслевых общественных объединений, общественных советов, Национальной палаты предпринимателей и органов местного самоуправления должно быть не меньше половины в этой комиссии. По количеству надо определяться в зависимости от того, сколько необходимо включить в состав комиссии представителей госорганов, а представителей общественности может быть и до 70-80 процентов.

Но где вы видели такую комиссию? Да и будет ли она эффективной, если ведущие позиции в ней займут дилетанты? С другой стороны, в состав земельных комиссий наряду с отраслевыми организациями АПК входят и представители иных отраслевых организаций, например, из строительной деятельности или недропользования. При проведении конкурса по предоставлению земельных участков для сельхозпроизводства в состав комиссий сейчас входят аким города районного значения, посёлка, села, сельского округа, на территории которых находится земельный участок, и представители местного населения, делегированные собранием местного сообщества. Заседание комиссии обязательно фиксируется с помощью средств аудио-видеозаписи. Во всяком случае, того требует закон. А уж фиксируется ли в реальности – то мне, ей Богу, неизвестно.

Всё вроде бы ясно. Но откуда же тогда многочисленные жалобы в палату предпринимателей на ситуации, связанные именно с земельными отношениями? Мне кажется, всё-таки на областном уровне должен состояться серьёзный разговор о том, насколько эффективно действует у нас земельная инспекция, насколько эффективен контроль со стороны местных исполнительных органов насколько гласно работают земельные комиссии. Вспомним хотя бы нашумевший случай, когда в Павлодаре был отдан под строительство жилья земельный участок, предназначенный под школьные учреждения. Дело до суда дошло. А почему? Это незнание закона или злой умысел? Никто об этом сегодня уже не узнает. А разве мало огрехов в земельных отношениях в сельских районах? Есть о чём подумать…