Экспорт мяса в пять раз прибыльнее экспорта живого скота

«Вы ждете субсидий, как наркоман дозу!» — пару лет назад в сердцах воскликнул в адрес аграриев один из руководителей МСХ РК, пришедший на смену команде Асылжана Мамытбекова. И он был абсолютно прав: Мамытбеков и его люди годами приучали фермеров к государственным подачкам, вместо того, чтобы выстроить систему сельхозпроизводства в стране, которая бы позволяла фермерам достойно зарабатывать за счет своего труда, а не перебиваться с хлеба на воду в ожидании субсидий. А это переработка и экспорт готовой продукции, которой в АПК РК нет и по сей день, отмечает «КазахЗерно.kz». Содержание

  1. Руки по локоть в деньгах
  2. Бюджетный паразит
  3. Дятел и золотой телец
  4. Стая бешеных собак
  5. Искусство получать прибыль

Руки по локоть в деньгах

Экспорт мяса в пять раз прибыльнее экспорта живого скота

Что такое субсидии и льготные кредиты? Это хлеб с маслом для чиновников. Откаты и финансирование собственного бизнеса, записанного на жен и племянников. Сотни миллиардов тенге из государственной казны ежегодно текут рекой сквозь руки руководителей МСХ РК, «КазАгро», а также региональных чиновников. И к этим загребущим рукам с каждым годом «прилипает» все больше. В результате положительного эффекта для отрасли все меньше.

Почему, вы думаете, Минсельхоз руками и ногами упирается, протестуя против создания Агробанка? Потому что контролировать идущие сквозь него финансовые потоки они не смогут. И пока в соседней России Россельхозбанк показывает  отличные результаты и свои работы (многомиллиардная прибыль) и толкает вверх всю сельхозотрасль (рост производства и экспорта сельхозпродукции, снижение цен на продовольствие внутри страны, импортозамещение), у нас «КазАгро» год за годом уходит в минус на 100 млрд тенге, цены на продовольствие растут, а зависимость от импорта увеличивается. Все потому, что у крестьян нет доступа к финансированию – кредитуются аффилированные с чиновниками мертвые проекты, которые закрываются после распила бабла.

То же самое – субсидии. Большая часть денег идет крупным сельхозкомпаниям, которые сначала появились за счет льготных кредитов, а теперь существуют за счет субсидий. В тренде – Мясной союз Казахстана, загребающий львиную долю всех средств, выделяемых на АПК. Притом, что никакой отдачи нет. Почему? Давайте взглянем на то, кто руководит Мясным Союзом: помимо бывшего министра Мамытбекова, это бывший директор департамента животноводства Максут Бактибаев. Из аграрного ведомства он вылетел по коррупционной статье, но не растерялся, поскольку имел запасной аэродром – компанию «SK food». Чиновник, имеющий бизнес в отрасли, которую он курировал – отличный сюжет для правоохранительных органов! Тем более что в «SK food» в наличие все то, что золотым дождем осыпается из бюджета благодаря правилам, субсидированным, разработанным при его же собственном участии, а также его коллеги Мамытбекова – племенной репродуктор и откормочная площадка!

Бюджетный паразит

Экспорт мяса в пять раз прибыльнее экспорта живого скота

Никому не надо напоминать, что только в 2019 году мясные скотоводы Казахстана получили субсидий почти на 40 млрд тенге. Куда ушли деньги? Фермерам? Как бы не так! Основная часть попала как раз откормплощадкам и репродукторам, наподобие Бактибаевских.

Да, правительство пыталось бороться с этим бюджетным паразитом. Денег скотоводам не давали, но те устроили форменный шантаж, пытаясь накалить социальную обстановку в сельских регионах и почти довели ситуацию до бунтов, подобных земельным митингам, которые прокатились по стране в 2016 и стоили кресла министра Мамытбекову.

И правительство дрогнуло, опасаясь повторения скандала – субсидии в конце года на мясное животноводство выдали.

Это был огромной ошибкой. Ведь теперь у скотоводов появилась уверенность в том, что шантаж работает. А также есть средства на то, чтобы проводить «Мясные туры» в элитном отеле Борового и продолжать формировать общественное мнение в свою пользу. В статьях купленных блогеров и журналистов (и бесплатно присоединившихся к ним идиотов) они представляют свою роль как передовой части агарного бизнеса страны, пекущихся о выгодах рядовых фермеров.

На деле, откормочники – это не больше, чем посредники в единственно понятном им процессе купи-продай. То есть, они скупают у тех самых рядовых фермеров Казахстана скот за бесценок. А чтобы те не протянули ноги, они как раз и используют субсидии на сдаваемых им бычков – примерно 60 тыс. тенге на голову. 

Сами же откормочники тупо перепродают этих же бычков! Причем куда перепродавать им все равно – лишь бы цена была такая, что позволит им купаться в шоколаде, пока все остальные тонут в дерьме.

Дятел и золотой телец

Экспорт мяса в пять раз прибыльнее экспорта живого скота

Не надо сильно напрягать память, что вспомнить — еще два года назад, при разработке программы мясного скотоводства (и еще раньше, в 2011, при разработке мясного проекта) Мамытбеков и его команда говорили о том, что Казахстан очень скоро будет экспортировать мясо для стейков премиум-качества. Стоит килограмм такой мраморной говядины в 5 – 10 раз дороже обычной. Соответственно, и прибыль должна быть огромной. Именно этим доводом обосновывалась необходимость везти из-за океана золотых тельцов черного цвета, транжиря бюджетные деньги в твердой валюте.

А что по итогу? За границу вдруг погнали живой скот. Почему? Да потому что спекулянтам ни с какой переработкой связываться нет ни желания, ни времени. Они и так хорошо зарабатывают на посредничестве (и на субсидиях), не тратя ни копейки даже на откорм – им это также субсидирует государство…

При этом чтобы прикрыть всю эту безумную аферу, Мамытбеков с Бактибаевым не стыдясь, дают в Нур-Султане пресс-конференцию, где сообщают о том, что, якобы выполнили план 2016 года по экспорту говядины в объеме 60 тыс. тонн. Во-первых, зачем в 2020 году вспоминать про план 2016 года? Вы Мясной Союз Казахстана или Эстонии?!

Во-вторых, на 2020 год план был 180 тыс. тонн, а не 60 тыс.

И в третьих, как можно сравнивать живой скот и мясо? Скот – это всего лишь сырье для того, чтобы сделать рывок в отрасли, да и во всей экономике, дать топливо для разгона переработки, пищевой промышленности, швейной, фармацевтической и много-много другого!

Мамытбеков с упорством дятла долбит в Фейсбуке: 60 тыс тонн мяса —  именно таков эквивалент экспортированных 160 тыс. голов живого скота. Ладно, хорошо. Но в чем смысл тогда всего десятилетнего прожекта? Подарить узбекам по 300 – 500 тыс. тенге ангусов, которых сам же Мамытбеков экспортировал из-за океана по 5 – 20 тыс. долларов?! Это попахивает безхозяйственностью, за которую когда-то лишали партбилета и провожали в КарЛаг. 

Стая бешеных собак

Экспорт мяса в пять раз прибыльнее экспорта живого скота

А что дальше? Все только хуже. В программу развития мясного животноводства заложен ежегодный рост субсидий. С 40 млрд он вырастет до 100 млрд. И правительство, один раз бросившее стае бешеных собак этот кусок мяса, теперь будет вынужденно кормить их постоянно. Или загрызут.

Есть ли выход из этого тупика? Международные эксперты, ознакомившись с системой господдержки АПК в Казахстане, хватаются за голову. Ведь во всем мире это отработанный механизм, без мутного мамытбековского «креатива». Если поставить с головы на ноги схему, то субсидировать надо только экспортеров переработанной продукции. А на субсидирование производства внутри страны ни копейки не давать – все равно разворуют!   

Сейчас кто-то из «наркоманов» схватился за сердце. Мол, как мы без субсидий! А очень просто: зарабатывать фермеры должны за счет высоких цен продажи их товара. Это будет, только если в стране развернется мощная переработка, испытывающая постоянную потребность в сырье. А учитывая, что переработка одного бычка в пять раз выгоднее его продажи сырьем, государству нужно ой как задуматься над поддержкой переработки и модернизации мясокомбинатов. В конце концов, хватит десятки миллионов тенге отдавать на субсидирование Мясного союза – потратьте эти деньги на строительство нового мясокомбината!

Искусство получать прибыль

Экспорт мяса в пять раз прибыльнее экспорта живого скота

Учитывая небольшой внутренний рынок, это, возможно, только при работе переработчиков на экспорт. Сам же Мамытбеков и его партнеры добивались открытия Китая для казахстанской говядины и говорили о том, что рынок там бездонный. Почему об этом направлении вдруг все забыли?  Не можете туда пробиться? Не удивительно, ведь торговля – это искусство. Тут надо иметь талант. И если государство начнет поддерживать экспорт, то такие талантливые люди обязательно подтянутся к перспективной теме. Вывезут все мясо, которое только им предложат мясокомбинаты, даже не сомневайтесь!

Благодаря развитию экспорта, не будет таких сдерживающих цены факторов, как затоваривание внутреннего рынка. Экспортные пути должны быть открыты для любой ПЕРЕРАБОТАННОЙ продукции (а не сырья в виде того же скота, уже просубсидированного внутри страны).

Дело в том, что этот механизм сразу отсечет от государственных денег мошенников. Субсидии должны выдаваться только при наличии официально подтвержденной таможенными службами двух стран (вывоза и ввоза) документации на партию товара. Подделать такую документацию будет очень и очень сложно.

Да, сами фермеры в большинстве своем продавать не могут. Именно поэтому им проще сейчас сдать скот откормочнику. Но если откормочник, продающий за границу сырье, набивает только собственный карман (в том числе за счет возврата НДС), то переработчик работает на всю страну, выплачивая в бюджет НДС и создавая рабочие места. Получив господдержку, хотя бы на уровне той, что сейчас имеют откормочники, они смогут повысить закупочные цены и обеспечить прибыльность фермерам. И тем не придется больше ждать субсидий, как наркоманской дозы. Они будут круглый год работать по стабильным ценам на мясо, без переживаний, что очередной министр поменяет «под себя» правила субсидирования, а всю отрасль оставит ни с чем.