Нужно ли Казахстану развивать сельхозмашиностроение?

На этой неделе на площадке НПП РК «Атамекен» обсуждали поправки в законодательство, которые позволили бы Правительству оперативнее реагировать на события в стране и за ее пределами. Ведь для того, чтобы та или иная инициатива обрела форму Закона, должно пройти не меньше года. А это время в условиях быстро меняющегося мира может быть просто бесценным.
В качестве иллюстративного примера решено было остановиться на развитии отечественного производства сельскохозяйственной техники.
США, Канада, Россия, Беларусь, являясь мировыми производителями и экспортерами продукции сельского хозяйства, получают высокие урожаи, используя полностью технику своего производства. Лидером в этом направлении, без сомнения, является Беларусь – больше 90% техники, работающей на ее полях, – отечественного производства. Казахстану до этого показателя далеко, но это не значит, что не надо к нему стремиться.
В целом эксперты сходятся во мнении, что страна не может быть конкурентоспособной без собственного производства. И ведь производство сельхозтехники в Казахстане существует, его надо развивать – так как это делают в США, Канаде, и даже в России и Беларуси.
По данным Минсельхоза, возраст 65% тракторов (или 99 207 ед) и 46% комбайнов (18 808 ед) в Казахстане сегодня превышает 17 лет. Из них 20 тыс. тракторов и порядка 3000 комбайнов находятся в нерабочем состоянии, а также 26 000 тракторов и 5000 комбайнов подлежат списанию
А последствия использования устаревшей техники таковы: повышенные расходы ГСМ и запчастей, потери урожая из-за осыпания, расходы на сушку влажного зерна, а также потеря качества зерна из-за сушки; простой техники из-за неисправностей. Как говорят специалисты, тот же трактор после пяти лет эксплуатации требует капремонта, после десяти – замены.
Как итог – ежегодные потери в урожае из-за изношенной техники составляют порядка 200 млрд. тенге, а потери в дополнительных запчастях и ГСМ – порядка 100 млрд. тенге. Вот, оказывается, где кроется резерв в повышении производительности труда в сельском хозяйстве.

Об этом говорится и в Государственной программе «Цифровой Казахстан»: существует большой потенциал преобразований в сельском хозяйстве с помощью цифровых технологий, и в условиях полномасштабной программы цифровизации сельское хозяйство способно выйти на качественно новый уровень развития и стать драйвером экономики страны. Основными направлениями реализуемых мероприятий программы цифровизации сельского хозяйства являются повышение урожайности и производительности труда, сохранение продовольственной безопасности страны. Достаточно только избавиться от старой техники…
Как? Машиностроители предлагают пойти по пути развития уже обкатанной программы на кластере автомобилестроения, где к этому вопросы подошли комплексно: бизнес взял на себя взаимные обязательства в виде локализации, сервиса и не поднимает цены на технику на определенный период, а правительство обеспечило льготами и механизмами по стимулированию спроса. Рычагами стали лизинг и льготное кредитование. В придачу им также была принята программа по обмену старого автомобиля на новый. Это когда покупатель получает сертификат на скидку и может обменять его в салоне на новенький автомобиль отечественного производства. И сейчас мы наблюдаем следующий положительный эффект воздействия на автомобильную отрасль: по итогам 2017 года автопромом выпущено продукции на сумму 149,8 млрд. тенге. Казахстанскими автозаводами произведено 19 309 ед. техники, что в 2,6 раз превышает показатель 2016 года (7 511). Экспортировано 1 480 ед. техники на сумму 5,8 млрд тенге, что в 7,7 раз превышает показатель 2016 года (192). Начато производство новых для Казахстана моделей автомобилей следующих брендов: Jac, Hyundai, Ravon, Kia, Chevrolet Niva, Man, Ankai, Skoda, Газель и др.
Отечественные производители сельскохозяйственной техники подчеркнули, что подобного эффекта можно будет ожидать и в случае введения программы на сельхозтехнику. При этом удорожание отечественной техники не произойдет – будут предоставлены гарантии со стороны производителей. Применять программу предлагается в отношении зерноуборочных комбайнов и колесных тракторов, по которым есть возможность обеспечения всего рынка, как пилотный проект. Отечественные производители сельхозтехники также берут на себя обязательства по предоставлению производственных площадей для новых брендов.
Нужно отметить, что на площадке Нацпалаты состоялось горячее обсуждение. Высказывались все участники совещания. Его сторонники приводили аргументы в пользу принятия программы, противники, напротив, высказывались нелестно о принятии подобных новшеств. Говорили они и о том, что крестьянину будет выгоднее сдать устаревшую технику на металлолом, чем обменивать ее на сертификат для приобретения новой. Надо ли говорить, что все эти доводы были беспочвенны и легко опровергались расчетами экспертов. Хочешь – сдай трактор на металлолом, получи 300-400 тысяч тенге и иди с ними за импортным трактором. Но почему бы не сдать технику в утиль и получить за нее сертификат на миллион-полтора тенге и приобрести с его помощью комбайн или трактор отечественного производства, который не уступает заграничному ни по каким параметрам? Но который еще и дешев. К тому же, утилизируемую технику вам еще и помогут вывезти. А урожайность казахстанских полей не такая высокая, чтобы по ней колесили комбайны, чей потенциал не реализуется в полной мере.
Как справедливо было замечено: зачем по селу передвигаться на лимузине, если достаточно уазика?
При этом машиностроители подчеркивают, что введение этой программы – это не борьба с импортной техникой, которую предпочитают в своем производстве некоторые наши аграрии, а стимулирующая мера для развития отечественного сельхозмашиностроения. Хочет крестьянин эксплуатировать импортный комбайн – пусть делает это и понимает, что таким образом он поддерживает экономику других стран. Хотят импортеры заграничной техники снабжать наших сельчан своей продукцией – пусть это делают, но понимают, что, организуя производство техники своих образцов в Казахстане, они смогут получать те же льготы и преференции, что и отечественные производители, и таким образом удешевить свою продукцию, встав на путь, позволяющий вкладывать деньги в экономику Казахстана, а не вывозить за рубеж.
Но уже сейчас специалисты просчитывают целый ряд плюсов от введения программы на сельхозтехнику, помимо того, что это повысит загрузку отечественных профильных предприятий и их долю на рынке сельхозтехники. По их мнению, будет расширена линейка производимой продукции, повышена привлекательность отрасли и простимулировано открытие новых производственных предприятий, увеличена доля локализации производимой продукции, созданы новые рабочие места, в том числе высококвалифицированных рабочих и ИТР, повышен спрос на подготовку молодых специалистов с инженерным и техническим образованием. И все это как следствие и результат того, что будет улучшена продовольственная безопасность страны, снижена зависимость от импорта сельхозтехники.
Эксперты выделили несколько заинтересованных сторон в развитии отечественного машиностроения – это государство, промышленники, сельхозпроизводители, и, в конечном счете, потребители сельхозпродукции.
Как отметил по окончании дебатов депутат мажилиса Азат Перуашев, все они, то есть мы, находимся в одной лодке: и если государство не будет развивать свое машиностроение, то завтра оно его лишится, и это, в конечном счете, отразится не только на крестьянах, которые будут вынуждены покупать импортную технику по надиктованной извне цене, но и на населении, для которого вырастут цены на сельхозпродукцию. Таким образом, если мы сегодня будем вкладывать в развитие отечественного производства, то проинвестируем в будущую стабильность агросектора.
К тому же скорость обновления парка сельхозтехники в Казахстане все еще очень низка. Темпы устаревания сельхозтехники таковы, что лет через 15-20 нам будет нечем сеять и убирать. Аграрии будут вынуждены искать на рынке рабочих лошадок, состоящем сплошь из импортного товара, который станет пользоваться формулой «спрос диктует предложение». И тогда мы в очередной раз будем вспоминать: а ведь помните когда-то мы и сами производили трактора, сеялки, комбайны…
Кстати, в соседней России ситуация схожая и там свои предприятия сельхозмашиностроения. Но и они уже не справляются с заказами. Так что в случае чего, они нам помочь не смогут – себя будут спасать в первую очередь.