Устаревшие трактора и комбайны, захват рынка дорогими иностранными сельхозмашинами, неэффективное субсидирование и недостаточное развитие казахстанского машиностроения – накануне в Астане за круглым столом довольно эмоционально обсуждали проблемы аграрного Казахстана, сообщает NUR.KZ.
Круглый стол под названием «Техническое переоснащение – основа роста АПК» прошел по инициативе АО «КазАгроФинанс» с участием министерства сельского хозяйства, производителей, импортеров сельхозтехники и аграриев.
«Ситуация, можно сказать, плачевная. Износ сельхозтехники в Казахстане очень большой – 86% тракторов и 72% комбайнов у нас старше 10 лет. Цель министерства – обеспечить доступ сельхозпроизводителей к современной доступной технике.
2017 год показал резкий спад в покупательской способности и обновлению техники. Это влияет на качество урожая, это потеря прибыли, простаивание техники, ненормативный расход на запчасти и ГСМ», – начал обсуждение глава департамента научно-технологической и технической политики МСХ Азат Султанов.
Минсельхоз планирует решить этот вопрос путем изменения неэффективных механизмов субсидирования на эффективные.
Однако вряд ли этого будет достаточно для динамичного развития казахстанского сектора сельскохозяйственного машиностроения. Потому что рыба гниет с головы. А именно вся отрасль, которая об проблемы спотыкается в прямом смысле слова: низкий уровень инвестиций в сельскохозяйственное производство, технологический и инновационный потенциал, человеческие ресурсы, слабая поддержка со стороны государства, иностранная экспансия – все это сказывается на развитии машиностроения. Причем самым губительным способом.
Значительная разница в стоимости отечественной и зарубежной сельхозтехнике толкает отечественных сельхозпроизводителей покупать, по их словам – «высокопроизводительную импортную сельхозтехнику». В результате казахстанские аграрии практически полностью зависимы от иностранных производителей. А значит, на них самым болезненным образом отражаются катаклизмы экономики, связанные с обесцениванием национальной валюты. В итоге зарубежная сельхозтехника, поставляемая на рынок Казахстана, остается вне конкуренции по отношению к отечественной продукции, произведенной на территории стран Таможенного Союза.
Купить новую технику теперь могут позволить себе лишь крупные компании, ведь субсидии и льготные кредиты доступны по большей части только крупным сельхозформированиям.
Слово «казахстанская» за круглым столом звучало в речи практически каждого спикера, а упоминание иностранной техники даже вызывало всплеск эмоций.
«Мы очень хорошо относимся к производителям John Deer, Вектор, Полесье, АгромашХолдинг, но, когда вы рассказываете, что один американский John Deer в три раза превосходит других – это неправда. Вот вы в таблице сравнивали мощность разных комбайнов, но почему не указали там, к примеру, казахстанский «Есиль», – высказался один из аграриев после презентации американской техники, добавив: «Не лучше ли развивать «свое» и поддержать отечественного производителя, чем выводить деньги из страны и платить иностранным рабочим?»
Предложения вполне уместны. К примеру, Россия покрывает свой рынок сельхозмашин собственным производством на 50%, Узбекистан – на 80%, Белоруссия – на 90%. Все страны стараются любыми способами поддерживать отечественных производителей, чтобы зависимость от импорта была минимальной. В Казахстане же выпускают не более 15% от всей используемой сельхозтехники, 80-85% – импортное. Присутствует высокий спрос на сельхозтехнику со значительным уровнем износа до 80%.
Опыт России и Белоруссии и других лидеров по выпуску сельхозпродукции, которые на минуточку – работают на технике собственного производства, не раз приводили участники круглого стола в пример. Не так уж трудно проанализировать: собственное производство – это удешевленный продукт на выходе, рабочие места, в конце концов, это деньги, которые остаются в стране. Ни одно государство в мире не идет в разрез с интересами собственной экономики. Разрешать импортёрам ввозить технику, освобождать их от налогов, субсидировать наравне с отечественными производителями, которые наладили производство, имеют вполне стабильную долю рынка, кажется утопичной моделью «развития», причем последнее слово язык не поворачивается сказать. Потому что развитием здесь даже не «пахнет». Страдают аграрии, производители, экономика. Сельхозтоваропроизводителей умудряются «кормить» тем, что импортная техника более эффективна. Но почему же тогда Россия и Белоруссия работают на отечественной? А наша аграрная страна является «кормушкой» для иностранных производств.
Даже сейчас в денежном выражении иностранную технику хотят субсидировать гораздо больше, нежели отечественную. Например, в презентации Минсельхоза обозначены следующие предлагаемые суммы: 10 млн для казахстанских и 15 млн для иностранных.
Выходит, что мы намеренно «топим» собственное сельхозмашиностроение?
Почему казахстанские производители, наладив технологическую базу, обладая производственными ресурсами, создав рабочие места, добросовестно оплачивая налоги, выпуская сельхозпродукцию и занимаясь ее обслуживанием, находятся по одну сторону баррикад с импортерами? Получается, развивать производство сельхозтехники в Казахстане – дело провальное или это кому-то не выгодно?
Возможно, на данные вопросы ответил бы первый вице-министр МСХ РК Арман Евниев, которого, к сожалению, так и не дождались на круглом столе.
Участвующий в дискуссии Председатель Правления компании «КазАгроМаш» Есиркеп Абдрахманов привел в пример нефтегазовое машиностроение. Я 20 лет наблюдаю за тем, что происходит в отрасли. И я вам скажу так: мы подымем сельскохозяйственное машиностроение, кто бы и что там не говорил. 18 лет назад, когда импортеры заходили в Минсельхоз и просили деньги на открытие производств в Казахстане и обещали сделать это за 5 лет. Знаете, у меня лично уже нет доверия. 18 лет прошло, ничего так и не сделано, но они опять просят. А между тем, отечественное машиностроение страдает и без поддержки государства не справится. Опыт зарубежных стран демонстрирует это очень красочно, – высказался спикер.
Активно поддерживал импортеров «Зерновой Союз Казахстана». Оно и понятно: Eurasia Group– член этой организации и представлять его интересы в выгодном свете, это прямая обязанность Союза.
Отечественные производители же, напротив, обращаясь к публике, заявили, что воспринимают иностранных производителей с позиции партнера. Размещение зарубежных производств на уже созданных мощностях пойдет казахстанцам лишь на пользу, выиграют все участники рынка.
«Наше законодательство не запрещает открывать иностранцам производственные площадки здесь. Кто пострадает, если они принесут технологии в страну, создадут рабочие места, заплатят налоги в Казахстане, при том наши деньги от покупки их техники все также останутся в стране.
Кто мешает пользоваться западным производителям нашими льготными кредитами – прийти, организовать у нас производство, получить доступ к дешевым деньгам и к нашему рынку.
Если сюда придут западные производители, казахстанский рынок не пострадает – наоборот. Получит близость общения с производством, качество сервиса повысится. При том добавленная стоимость останется здесь – это позволит расти экономике», – предложил один из участников круглого стола.
Круглый стол подкинул пищу для размышления над многими вопросами. В том числе, Минсельхозу, которому посоветовали создавать конкурентную среду для производителей и перестать обременять аграриев.
«Почему со сменой министров в ведомстве, меняются и программы, и подходы. Почему от кадровых перестановок страдают аграрии и производители отечественной техники?», – высказался участник круглого стола. Все размышления в итоге подвели к интересному выводу: в стране отсутствует стратегия развития сельхозмашиностроения. Не пора ли начать работу над ней?
https://www.nur.kz/1719760-rynok-zahvatyvaut-inostrancy-cto-zdet-kazahstanskoe-masinostroenie.html