Несмотря на существенный рост себестоимости перевозок, «Астық Транс» удерживает рост ставок в районе верхнего инфляционного коридора потребительской инфляции (плюс 0,5 – 1%) и вдвое ниже «промышленной инфляции», установленной Национальным банком Казахстана.
Индексация может составить до 7% к действующим ставкам на предоставление зерновозов.
Напомним, что Индекс цен производителей промышленной продукции, озвученный Национальным банком Казахстана, превышает 16%, а верхняя граница ожидаемой потребительской инфляции в 2019 году – 5-7%.
Промышленная инфляция является главным фактором повышения цен для компаний операторов железнодорожного парка.
Рост стоимости ремонта вагонов с начала 2018 года составил 70-80%.
Согласно данным, за семь месяцев этого года стоимость литых деталей и колесных пар подскочила более чем вдвое. В связи с этим стоимость ремонтов увеличилась за указанный период более чем на 70%.
Дефицит запасных частей, удорожание ремонта, и 16% рост промышленной инфляции, а также повсеместные и многочисленные простои вагонов-зерновозов, приводящие к увеличению их оборота, могут стать причиной для принятия решения о повышении тарифов с 1 января 2019 года. И даже в этом случае стоимость предоставления вагонов у Астық Транс останется самой низкой на рынке зерновых перевозок.
В 2017г. АО «Астық Транс» инвестировало в ремонт с продлением срока службы 600 вагонов, в 2018г. – 682 вагонов собственного парка, тем самым полностью сохранив его. Кроме того, в 2018г. компания приобрела 720 зерновозов.
Итого в 2018 году объем инвестиций в приобретение новых вагонов и капитальный ремонт имеющегося парка составит 11,9 млрд. тенге. Рабочий парк вагонов полностью задействован в перевозках казахстанского зерна. Индексационная составляющая в ставках 2019 года позволит планово продолжать обновление и поддержку существующего вагонного парка вагонов-зерновозов, и снизить зависимость цен на его предоставление от быстро растущих ставок зернового рынка сопредельных государств.
Напомним, что в 2018 году во время рекордного предъявления зерновых грузов на железную дорогу, понимая свою системообразующую роль, «Астық транс» был единственной компанией, парк которой продолжал обеспечивать зерновые перевозки казахстанских грузоотправителей, и не был переведен на смежные высокодоходные рынки.
Кроме того, в связи с низкой оборачиваемостью вагонов-зерновозов в направлении станций Афганистана, Ирана, Азербайджана и Грузии, по причине длительных простоев под грузовыми операциями, АО «Астық Транс» внедряет мотивационные меры, призванные улучшить ситуацию с сверхнормативным простоем вагонов под выгрузкой на указанных направлениях.
В ноябре этого года оборот вагонов в направлении Узбекистана и через Узбекистан упал на 30%, при том что перевозки в этом направлении составляют 50% всех экспортных вагоноотправок. Таким образом, только за ноябрь потерян погрузочный ресурс более чем 110 тысяч вагоно/суток, что в пересчете составляет в среднем невыполнение 4800 вагоноотправок. К примеру, вагон по нормативам должен погрузиться, проехать и выгрузиться за 14 суток, по факту из-за простоев идет 20 суток, соответственно по этим причинам часть парка вагонов выпадает. Меры, направленные на поддержку нормативного вагонооборота, позволили компании сохранить коридор индексации цен в пределах инфляции.