Агросектор Казахстана уходит в цифру. В этих целях в стране принята Государственная программа развития АПК и отраслевая подпрограмма «Е-АПК», цель которых – повысить производительность труда и экспорт переработанной продукции АПК в 2022 году в 2,5 раза.
Как продвигается цифровизация агромышленного комплекса страны, с какими сложностями приходится сталкиваться на пути к прогрессу в сельском хозяйстве, готовы ли менять подход к делу казахстанские фермеры – обо всем этом в интервью NUR.KZ просто и доступно рассказал заместитель Директора Департамента развития государственных услуг и цифровизации АПК Бернат Алпысбеков.
– Давайте разберемся, что такое Е-АПК и как цифровизация может помочь развитию агропромышленного комплекса?
– У программы 2 направления – G2B («Government to business» – «Правительство для бизнеса») и B2B – («Business to business» – «Бизнес для бизнеса»). Первое подразумевает автоматизацию процессов и государственных услуг, второе – создание системы взаимодействия IT-бизнеса с субъектами АПК.
Сегодня за Министерством сельского хозяйства закреплено 106 государственных услуг. Согласно плану нашей работы, в этом году мы должны автоматизировать 80% из них, в 2020 году – 90%, и уже в 2021 – 100% госуслуг.
Из этих 106 госуслуг 45 оказывается непосредственно МСХ, 53 – местными исполнительными органами, и 8 – госкорпорацией «Правительство для граждан».
МСХ – единственное министерство, которое непосредственно работает с бизнесом. Ведь фермер, сельхозтоваропроизводитель – это в первую очередь, бизнесмен, который зарабатывает деньги. Мы ставим это во главу угла и делаем максимум для оптимизации процессов госуслуг, для того, чтобы облегчить именно в этом направлении бизнес для фермера
– Насколько проще стало фермеру получать госуслуги? Есть ли ощутимые продвижения?
– К концу прошлого года мы полностью автоматизировали 5 субсидий, они полностью оказываются в электронном формате. По ним подано в онлайн режиме около 23 тысяч электронных заявок на сумму 22 млрд тенге. Срок рассмотрения – 1 день. Полностью исключено человеческое участие. У нас остаются еще 10. Это те, которые касаются именно финансовых услуг. В этом году планируем провести по ним полную автоматизацию.
– Как это работает?
– Сельхозтоваропроизводитель через свой личный кабинет подает заявку через портал «Электронного правительства». Автоматически подтягиваются все данные по фермеру– наличие у него земель, наличие соответствующих требований, эта информация компануется, система проверяет ее и пропускает. Документ уходит в МИО. У сотрудника МИО нет кнопки «Отказать», то есть система переработала, пропустила, он нажимает кнопку и деньги уходят на выплату субсидий.
– Какой интерес у Минсельхоза в развитии B2B направления?
– МСХ служит связующим звеном между IТ-бизнесом и фермерами. Мы знаем нужды фермеров, и мы предлагаем IT-бизнесу разрабатывать для них программные решения. К сожалению, у отечественного IT-бизнеса не так много предложений и разработок в сфере сельского хозяйства. Но это именно та ниша, которую сегодня необходимо развивать – к примеру, внедрить сервисную модель, абонентскую плату за пользование, доказать, что вся телематика может легко уместиться в одной программе. Это то, в чем сегодня нуждается отрасль. Фермер понимает, пришло время, когда производительность труда можно повысить за счет внедрения каких-то элементов цифровизации. Когда мы говорим о цифровизации, это подразумевает закуп оборудования, который фермер должен купить за свои средства. Оборудованию нужны «мозги» – хорошие IT-решения. Тут им на помощь приходит IT-бизнес, которому мы тоже не даем деньги, но готовы предоставлять площадки, проводить разъяснительные работы, создавать условия для взаимодействия обеих сторон. Ведь бизнес, который идет к бизнесу, он гибче.
– Какая выгода от цифровизации простому фермеру?
Эффективность цифровизации выражается в миллионах – в этом уже убедились наши фермеры, участники 9 пилотных проектов в Северо-Казахстанской, Акмолинской, Карагандинской и Костанайской областях. Мы даже проводили эксперимент, насколько выгодно вкладываться в это направление. Так, в агропарке «Каскелен», где наши фермеры проходят обучение по использованию новых технологий, нам удалось продемонстрировать этот эффект на деле. Вот к примеру, 2 поля, у которых одинаковые площадь, но на одном из них внедрены современные автоматические системы полива и высококачественные семена, вплоть до отечественных селекций. Только на одном из них процесс автоматизирован, а на втором – нет. В итоге мы видим, что при прочих равных возможностях – на первом поле урожай вырос на 10 см, а на втором на 30, урожайность выше. Так, затраченные на современные технологии «на входе» условные 20 тыс тенге, дали «на выходе» на 120 тыс больше прибыли. Окупаемость налицо.
За счет чего это достигается? За счет исключения человеческого фактора там, где необходима точность. Для примера: если мы ставим на зерноуборочную машину дополнительное оборудование, то с учетом данных, получаемых с помощью GPS-трекеров, системой параллельного вождения расхождение между двумя комбайнами по уборке урожая достигает максимум 20 см, все линии прочерчены четко. А если есть человеческий фактор, то как это обычно бывает – там отвлекся, здесь проехал. Так же и с молочно-товарными фермами, где можно автоматизировать все процессы – вплоть до подходящего времени для покрытия, времени отела. Или те же агрометеостанции, которые у нас используют продвинутые фермы – благодаря им можно просчитать удачное время для посева, ориентируясь на уровень росы, влажность и другие показатели.
– В рамках внедрения точного земледелия определены 3 уровня ферм: базовая, продвинута и цифровая фермы. Расскажите, что они из себя представляют.
– Так, при базовом необходимы электронные карты полей, которые мы оцифровали сегодня на 100% и почвенный анализ. Продвинутые фермы к дополнению к этому имеют датчики расходов ГСМ, GPS трекеры, метеоагростанции, элекронную карту сорняков и программное обеспечение для управления процессами. Самый верхний уровень – цифровая ферма, которая уже имеет датчики урожайности, дифференцированный внос удобрений, дифференцированный внос гербицидов, средств защиты для растений. По данным местных исполнительных органов цифровых ферм в Казахстане – 26, 10 по точному земледелию – в Алматинской, Костанайской, Карагандинской, Туркестанской областях и 16 фирм молочного и мясного направления.
Есть еще один нюанс, есть фермы, которые имеют всю телематику, но ею нужно управлять. Нижний уровень телематики должен переходить в уровень фермы, которая имеет свою экосистему. Это программное решение. То есть у того же агронома должен быть планшет, где имеется вся информация по всем элементам телематики: у него есть карта своих полей, он видит, когда его комбайн отстранился от маршрута, при это ему можно не находится физически на этом поле. Вот это и есть экосистема, когда все элементы телематики, объединены в одном решении. И вот с этой идеей мы идем к IT бизнесу.
Существует также high level для цифровых ферм – когда их экосистема автоматически выходит в информационные системы, которые находятся снаружи. Будь то электронная цифровая расписка, электронные элеваторы, другие системы по животноводству. То есть ему уже не приходится заполнять какие-то бумажки, тратить время на сбор документов. Это условная допустимая интеграция, когда у него от зерна до элеватора весь процесс автоматизирован. Мы не придумали космос, это реально существующие технологии, которые в некоторых странах давно шагнули вперед, они работают. И они реально в первую очередь повышают производительность труда за счет снижения затрат и перераспределение человеческих ресурсов на более другие направлении. Цифровые фермы в Казахстане пока не достигли такого уровня.
– С какими проблемами приходится сталкиваться на пути цифровизации АПК?
Основная проблема в чем – в сознании. Нельзя просто сказать, повесь на свой трактор все это оборудование, если фермер не понимает, для чего это делается. Почему он должен рисковать деньгами, которые заработал? Поэтому мы усердно работаем над тем, чтобы донести до сельхозтоваропроизводителей всю информацию о выгоде и конечной цели цифровизации. Проводим обучение по повышению цифровой грамотности.
Но самая большая трудность – в отсутствии широкополосного доступа в Интернет. Ферму можно оборудовать, напичкать новыми технологиями, но цифровизация – это, в первую очередь, Интернет. Сейчас МСХ максимально прорабатывает этот вопрос с уполномоченным органом. Так, мы включили в план ключевые населенные пункты, которые необходим уровень доступа к Весмирной сети не менее 3G – это около 500 ферм. Но мы понимаем, что для IT провайдеров тянуть интернет на поля может быть затратно. Поэтому речь идет о системе NBOT – когда в базовой точке есть 3G или 4G, и от нее Интернет без потерь скорости распределяется по системам через вышки. Правда для этого, в сельской местности обязательно должен быть Интернет 3G уровня.
– Какой он, портрет современного фермера в Казахстане, цифрового фермера? Наверное, это в большинстве больше продвинутая молодежь?
– Принято считать, что люди более взрослого возраста не понимают, что такое цифровизация, и не пытаются внедрить в производство новые технологии. Но сегодня, происходит слом стереотипов. Ведь какой образ у нас возникает, когда мы говорим о фермерах? Что это человек в кирзовых сапогах, фуфайке, с огрубевшей кожей. А по факту современный фермер – это продвинутый образованный человек, который занимается любимым делом, это бизнесмен, который подкован, и легко может выступить на выставке, презентовать свой продукт. И не обязательно он должен ездить на старом УАЗике. Формируются фермеры новой формации.
– Какие задачи стоят перед Минсельхозом по цифровизации АПК в 2019 году?
– Это 100%-ная автоматизация субсидий, завершение оцифровки пастбищ и полей, создание пилота по публичной кадастровой карте для земельных участков, внедрение проектов для электронной торговли и многое другое.
– Спасибо за интервью!