Планы МИИР РК ввести утилизационный сбор на импортную сельхозтехнику расколол казахстанский АПК на два лагеря. В первом посчитали это не более чем попыткой поддержать развитие отечественного машиностроения за счет крестьян. Во втором отметили назревшую необходимость простимулировать зарубежных производителей к локализации выпуска сельхозтехники внутри стары, что сделает ее менее зависимой от колебаний курса тенге.
Как всегда, истина находится где-то посередине.
Неотложная задача
Нельзя отрицать очевидный факт, что за последние три десятка лет Казахстан почти полностью потерял собственное сельхозмашиностроение. Специалисты оценивают обеспеченность именно своей техникой (без учета отверточной сборки) всего в 1%.
При этом, перед правительством стоят две конкретные задачи, обозначенные Елбасы в Послании народу Казахстана: за пять лет увеличить производительность труда и экспорт переработанной сельхозпродукции в 2,5 раза. От выполнения этих поручений чиновникам никуда не деться, но их реализация прямиком упирается в вопрос производства собственной техники и оборудования для АПК, отмечает собкор «КазахЗерно.kz».
Ведь решить этот вопрос за счет импорта нельзя: национальная валюта регулярно рушится, и стоимость техники зарубежной сборки сразу же пропорционально дорожает. Каждый такой скачок – удар по производительности труда, поскольку этот параметр определяется соотношением инвестиций и прибыли. И если после каждой девальвации инвестиции будут требоваться все большие, то никакая прибыль не позволит увеличить конечный параметр – производительность труда.
Так что, очевидно – развитию отечественному сельхозмашиностроению альтернативы нет. И пример соседей это хорошо показывает: Россия обеспечена сельхозтехникой собственного производства на 50%, Узбекистан — на 80%, Беларусь – на 90%. И для крестьян этих стран снижение курса национальных валют проходит ни в пример мягче, чем для казахстанских. Ведь дело тут не только в покупке трактора или комбайна, но и в его регулярном обслуживании. И если запчасти и расходники на импортную технику «подскакивают» в цене после каждой девальвации, то на отечественную – нет.
Бремя ремонта
Согласно анализу МСХ РК за 2012-2016 годы, энерговооружённость сельского хозяйства в Казахстане была оценена в 30-40 лошадиных сил на человека по разным видам машин. В то время как в США, например, этот показатель равен 300 лс/чел., в Германии – 500 лс/чел.
При этом доля современных машин в казахстанском АПК невелика, а большая часть техники уже отработала свой максимальный эксплуатационный срок, который по заводским нормам составляет до 17 лет.
При наличии в стране 152,6 тыс. тракторов, новые (срок эксплуатации до 10 лет) составили лишь 15% из них. А доля подлежащих списанию по возрасту – 65%!
Комбайнов в Казахстане всего 41,5 тыс. единиц, из них лишь 40% — новые (сроком эксплуатации до 10 лет), а списанию подлежит 46%.
Использование изношенной техники тяжёлым бременем ложится на экономическую эффективность и отдельных хозяйств, и всего аграрного сектора. В частности, по этой причине происходит ежегодный перерасход дополнительных затрат на ремонт и перерасход горюче-смазочных материалов на 95 млрд тенге, что составляет 20-процентную долю всех производственных затрат аграриев.
Местный потенциал
Нормативным уровнем обновления тракторов в мире считается 10% парка в год. То есть по нормативам казахстанским крестьянам необходимо ежегодно приобретать 12,3 тыс. единиц тракторов на сумму 143 млрд тенге. Фактически за рассмотренный период (последние пять лет) ежегодно приобреталось в среднем 2,6 тыс. тракторов на 30 млрд тенге. Уровень обновления составил 1,7% — почти в шесть раз ниже нормативного.
Но из-за снижения рентабельности сельскохозяйственного производства, а также роста стоимости техники вследствие девальвации национальной валюты, сейчас даже крупные сельхозпредприятия не могут себе позволить полномасштабное обновление парка техники вследствие её дороговизны.
В этой связи принятие мер стимулирования развития отечественного производства сельхозтехники правительство считает одной из первоочередных задач.
Структура продаж на рынке сельхозтехники Казахстана по итогам 2016 выглядела так: почти половину (45%) занимали машины производства стран дальнего зарубежья. Ещё по четверти — продукция СНГ (26%) и местных предприятий (28%).
Таким образом, на сегодня казахстанские аграрии практически полностью зависимы от иностранных производителей. А, значит, на них самым болезненным образом отражается обесценивание национальной валюты.
Однако без развития отечественного машиностроения, чья продукция будет доступнее по цене, коренным образом ситуацию изменить будет невозможно. Потенциал у отечественных заводов есть. Всего их три десятка, но крупных — 15 со штатом сотрудников порядка 2,1 тыс. человек, в том числе ТОО «СемАЗ» (трактора «Беларус»), ТОО «КЗ «Вектор» (комбайны Vector), АО «Агромашхолдинг KZ» (комбайны «Есиль»), ТОО «Фирма «ДАФА» (навесное оборудование), ТОО «ДонМар» (жатки), ТОО «Kaz Kioti» (трактора), ТОО «AVAGRO» (опрыскиватели), ТОО «КАИК» (навесное оборудование, пресс-подборщики, трактора, сеялки).
Всего в 2016 году машиностроительные предприятия Казахстана выпустили сельхозтехники на 33,4 млрд тенге: 889 тракторов, 593 комбайна, 1 397 кормозаготовительных машин. При этом загрузка их мощностей не превысила трети. То есть при выходе на проектные объёмы заводы смогут производить техники в три раза больше, на сумму порядка 100 млрд тенге – именно столько сейчас крестьяне страны ежегодно и тратят на обновление парка.
Ожидаемый эффект
Согласно расчётам экспертов, обновление парка сельхозтехники приведёт к повышению доходности сельхозформирований более чем на 20%. Сохранение оптимальных темпов обновления в долгосрочной перспективе (до 2030 года) позволит снизить прямые затраты аграрного производства в 2,2 раза, расход топлива – в 1,4 раза, сэкономить аграриям до 7,5 тыс. тенге с каждого обрабатываемого гектара и повысить урожайность на 25%.
В конечном счёте обновление парка техники станет основным вкладом для выполнения стоящей перед аграрной отраслью Казахстана задачей увеличения производительности труда с 1,2 млн тенге на 1 занятого в сельском хозяйстве в 2015 году до 3,7 млн тенге на 1 занятого в сельском хозяйстве к 2021 году.
Не хуже западной
Положительные примеры использования отечественной сельхозтехники уже появляются. Со стороны крестьян звучат одобрительные отзывы о машинах местной сборки.
Например, ТОО «Пржевальское» в Нуринском районе Карагандинской области регулярно приобретает новую технику. В нынешнем году были куплены комбайны «Вектор», собираемые в Костанае. Крестьяне их уже опробовали на уборке и оказались вполне довольны. Говорят, что техника показывает себя не хуже произведенной в дальнем зарубежье, при этом, стоит в разы меньше немецкой или американской – 44 млн тенге за штуку. Да и в обслуживании намного проще и дешевле.
— Когда-то давно мы взяли два комбайна производства дальнего зарубежья, — прокомментировал ситуацию Эксан Таттыбаев. — И много раз потом об этом пожалели. Да, качество хорошее. Но обслуживание очень дорогое! Так что, теперь выбираем только технику отечественной сборки. Тем более, что сейчас она ничем не хуже западных машин.
Конечно, поддержка государством местных сборочных заводов должна получать отдачу самих производителей в виде углубления локализации. Металла в Казахстане много, причем, самого разного. Трудовых ресурсов тоже хватает. Земли для строительства предприятий – сколько угодно. Есть несколько Специальных экономических зон, например, СЭЗ «Сарыарка» в Караганде, где инвесторам предоставляются земельные участки с коммуникациями. Нужно начинать работать. Утильбор станет еще одним рычагом поддержки местного производства.
Общая цель
При этом, специалисты говорят о том, что введение утильбора не должно быть самоцелью, направленной лишь на обогащение какого-то частного предприятия, занимающегося сбором этих средств и аккумулирующего их на своих счетах. Деньги должны идти в дело – на поддержку производства.
— Утильсбор – это инструмент, который должен заставить передовых зарубежных производителей сельхозтехники наконец-то начать размещение своих производств в стране с глубоким уровнем локализации, — говорит опытный аграрий. – Помимо этого, государство должно создать все условия для работы инвесторов. Чтобы от них требовалось только одно — принять решение и вложить деньги в создание предприятия. А местные власти помогли им во всем остальном – от предоставления земельного участка с подведенными коммуникациями до льгот по налогам. И самое главное – предоставили гарантии, что созданное иностранцами производство не станет объектом рейдерского захвата. Нужен независимый суд, который бы рассматривал все дела, связанные с инвестпроектами. Ведь к сожалению, у нас были прецеденты, когда иностранные бизнесмены, вложившиеся в создание бизнеса в Казахстане, оставались ни с чем. Так что, введение утильсбора – это только первый шаг на очень длинном пути. В стране необходимо поработать над улучшением инвестиционного климата, и тогда, возможно, мировые производители сельхозтехники придут в Казахстан.