Подорожает ли в Казахстане молочная продукция из-за маркировки?

В ряде регионов Республики реализуют пилотный проект по цифровой маркировке молочной продукции. В рамках его реализации Центр развития цифровой экономики провел некие расчеты и выяснил, какие возможные затраты понесёт бизнес из-за внедрения маркировки, пишет «КазахЗерно.kz».

Итак, в пилотном проекте пока участвуют только семь казахстанских производителей. Они опробуют на своей деятельности процессы цифровой маркировки. В центре развития подсчитали, во сколько обойдётся покупка оборудования. Стоимость маркировочного оборудования для одной линии составит от 500 тыс. тг до 9,2 млн. тг. Она будет зависеть от того, какая мощность предприятия (по сути, его размер) и какие виды продукции выпускают на нем.

По сути, маркировка затребует модернизацию производственных линий. Ее выполняют все предприятия периодически. Для нанесения маркировки им придётся купить оборудование, которое позволит наносить код цифровой маркировки на упаковку. Не стоит думать, что из-за этого продукции подорожает. Так происходит не всегда. Обычно доля затрат на оборудование в конечной цене составляет 0,06-0,15%. Как правило, на цену конкретного продукта в розницу влияют другие факторы.

В среднем за последние пять лет стоимость молочной продукции без маркировки росла на 6-13%. По факту, цены растут постоянно. Поэтому маркировка не окажет ощутимого влияния на них. От нее потребитель только выиграет: он будет уверен на 100% в том, какое происхождение имеет конкретный товар и каковы сроки годности у него.

Производители молочной продукции смогут воспользоваться мерами государственной поддержки. Им возместят до 50% затрат на покупку оборудования для маркировки и расходы на заказ кодов. Они смогут поступить и по-другому, в особенности небольшие предприятия. Они могут не приобретать оборудование, а заказывать нанесение кода на упаковку в типографии. В таком случае их затраты и вовсе снизятся в два с половиной – четыре раза.

В розничных торговых точках уже есть 2D-сканеры, которые позволяют считывать код Data Matrix с продукции.

С конца прошлого года казахстанцы и так негодуют, о чем выражают свое мнение в соцсетях, по поводу цен на продукты питания. Из-за вспышки птичьего гриппа на птицефабриках в ряде регионов Казахстана сильно подорожали куриные яйца. Помимо них пугают цены на растительное масло, гречневую крупу, сахар и овощи.