Порочный вектор
Однако, у этого кризиса есть еще одна причина – все более массовый экспорт сельхозпродукции сырьем, даже без минимальной обработки. Годами Минсельхоз РК закрывал глаза на то, что из страны уходит пшеница вместо продуктов ее переработки, вопреки прописанной во всех госпрограммах задаче главы государства в 2,5 раза увеличить отгрузки за рубеж переработанной сельхозпродукции. Сапархан Омаров стал тем человеком, который поплатился за ошибки порочного вектора движения АПК РК, заложенного еще при АсылжанеМамытбекове.
Давайте вспомним прошлый год, когда ассоциации всех переработчиков – и зерна, и масличных – предостерегали от вывоза сырья, предлагая Минсельхозу РК и другим ведомствам подумать о том, как загрузить перерабатывающие мощности внутри страны. Однако, непобедимое лобби трейдеров эти необходимые меры торпедировало. Прикрываясь лозунгами о том, что ограничения экспорта приведут к снижению цен на рынке и убыткам для фермеров, трейдеры оставили границы отрытым и для пшеницы, и для подсолнечника, и для рапса, и для всех других масличных. (Конечно, думали при этом они о своем кармане, а не о фермерском).
И что в итоге? Сосредоточимся именно на вопросе с кормами: лишившись переработки зерна внутри страны (а все мельницы Казахстана практически встали), страна лишилась и продуктов переработки – 20% отрубей, которые могли бы дать на корма мукомолы, ушли в Узбекистан вместе с зерном.
То же самое с масличными – маслозаводы стояли, а вместе с сырьем в Узбекистан ушли шрота и жмыхи, которые могли бы использоваться для производства кормов.
Чёткий посыл
Очень скоро и птицеводы, и молочные фермы, и откормочные площадки – все ощутили на себе дефицит остатков переработки зерна и масличных. Цены на эти продукты взлетели, да и просто в наличии их не оказалось.
Да, если бы урожай зерна, масличных и кормовых культур (и даже просто – травы на сена) в нынешнем сезоне был хорошим, проблема с отрубями и жмыхами не вышла бы наружу так чётко. Но природа сработала как лакмусовая бумажка – вся ущербность нынешнего сырьевого формата АПК Казахстана стала очевидна, как день.
Да, ограничения – не лучший метод действий. Но ведь СапархануОмарову в прошлом году в роли тогда еще министра сельского хозяйства совсем не нужно было запрещать или ограничивать экспорт сельхозсырья. Он мог бы принять другие предложения, звучавшие от ассоциаций переработчиков. Например, субсидировать сдачу сырья на местные заводы. Однако, Сапархан Омаров предпочел не делать ничего. Видимо, поверив в сказки лоббистов об «открытом рынке».
(При этом, скажите на милость, о какой отрытом рынке можно говорить в случае с Узбекистаном, если он различными мерами препятствует ввозу из Казахстана переработанной сельхозпродукции, и стимулирует поставки сырья?!)
Сырьевая мания
Однако, приемнику Омарова, Карашукееву, плыть по течению не удастся, потому что дефицит кормов, пока еще только затронувший две области, зимой может больно ударить и по остальным регионам страны. Нужно принимать срочные меры, и они последовали: вслед за распоряжением президента Токаева временно запретить вывоз кормов, появилось решение Межведомственной комиссии по вопросам внешнеторговой политики и участия в международных экономических организациях об одобрении введения квот на вывоз с территории Республики Казахстан, в том числе в страны ЕАЭС, фуражной пшеницы мягкой (5 класса), ячменя и шрота/жмыха сроком на 6 месяцев, начиная с 15 августа 2021 года.
Также решено проработать в правительстве вопрос стимулирования экспорта муки (взамен зерна) из Казахстана. В том числе, предлагается рассмотреть такие инструменты, как ограничения на экспорт продовольственной пшеницы и отмены возврата НДС при экспорте пшеницы.
Против этих предложений уже успел высказаться Зерновой союз Казахстана – главный лоббист вывоза сырья их страны. Однако, нынешняя ситуация показала, какой ущерб наносят всему АПК компрадоры, наживающиеся на труде фермеров. Будем надеяться, что в нынешней ситуации сработает пословица «не было бы счастья, да несчастье помогло», и правительство наконец-то повернется лицом к переработчикам, наконец-то отказавшись от унаследованной со времен мамытбековщины мании торговать сырьем, забывая про то, что рентабельность агробизнесу дает лишь переработка.
Посмотрите на пример того же Узбекистана!