Для кого-то август – пора радостных забот и тревог в погоне за урожаем, а у кого-то для радости повода и вовсе нет, сообщает «КазахЗерно.kz».
Чаще всего с проблемами сева, сенокоса и уборки сталкиваются «мелкие» землевладельцы. Один из таких – Евгений Асташов, руководитель КХ «АЕОА» из Кызылжарского района. О безрадостных буднях он поведал следующее: «Живём по принципу «с миру по нитке». Сейчас ведём сенокос, собираем где что можем. Техника есть, а земли нет. Скашиваем в том числе и на необработанных парах – везде, где хоть что-то растёт. Сейчас нам требуется около 400 тюков сена по 300 кг для того, чтобы прокормить поголовье баранов. В своё время заготавливали по 1 тыс. тюков. А содержать животных непросто. Для каждого нужно по полкило-килограмму зернофуража. У нас нет столько земли, чтобы держать большие отары. От местного акимата поддержки нет. В своё время пришли ко мне с просьбой увеличить поголовье, чтобы уложиться в рамки госпрограммы. Я пошёл навстречу. А потом пошло-поехало: то проверка предписание вынесет, что животные не забиркованы, то ещё к чему-нибудь привяжутся. В общем, пополняют местную казну, да не с того боку. Да и с ответственными людьми на селе напряжёнка. Возьмёшь по просьбе акимата, а они неделю поработают, а потом на неделю в запой уходят, ещё неделю из него выходят. А животным уход нужен, пастбища, помещения для содержания. Попробуйте-ка развернуться на 121 гектаре! Вот и решил я животину не мучить и часть вырезал. Сколько раз обращался за помощью к властям – толку нет. Землю не то что не дают, ещё и палки в колёса вставляют, чтобы твоё забрать в пользу крупных сельхозформирований».
С аналогичной проблемой сталкиваются фермеры и в Мамлютском районе. Одному из них тесть оставил в наследство табун лошадей, а вот пасти животных негде – пастбищные угодья крохотные, а другие взять негде. И там тоже от местного руководства помощи не дождёшься.
Власть же предержащие, в свою очередь, ссылаются на законодательные нормы: не положено, мол. Вся земля распределена, на бумаге аренда зафиксирована. Откуда её взять-то? Чем ближе к городу – тем сложнее найти свободный участок.
Вот так и развивается животноводство на севере нашей страны – и рады бы пахари давать больше да лучше, да законодательная база не позволяет.