С чем идём к весне?

Уже неоднократно говорилось, что в прошлом, не очень благоприятном по погодным условиям году, полеводы Павлодарской области всё-таки сумели сработать на прибыль. В результате предпринимаемых мер в прошлом году посевные площади увеличились на 72,8 тысячи гектаров и достигли 1 милиона 343,8 тысяч гектаров, отмечает собкор «КазахЗерно.kz».

У нас возделываются ориентированные на экспорт сельскохозяйственные культуры: не только пшеница или гречиха, но и чечевица, рапс, лён, соя. Планируется возделывать на орошении и сахарную свёклу. Кстати, в нынешнем сезоне планируется расширить посевные площади ещё на 130 тысяч гектаров. Основной упор, с учетом диверсификации, будет сделан на расширение площадей масличных и кормовых культур. Содержание

  1. Ремонт и покупка
  2. Мало что меняется
  3. Вторая составляющая
  4. Пора кормить землю

Ремонт и покупка

Недавно довелось писать о том, что благодаря прошедшим буранам и проведённому снегозадержанию, снежный покров на полях области выше нормативного. Конечно, и февраль, и март, и апрель ещё могут преподнести погодные сюрпризы, поэтому об окончательной влагозарядке полей говорить сейчас трудно. Однако земледельцы перед началом очередного полеводческого сезона решают сегодня не менее важные задачи. Продолжается ремонт техники, которую будут выставлять на весенне-полевые работы. Это важно, ведь процент износа большей части тракторов и сельхозорудий остаётся высоким. Есть уверенность и относительно обеспечения полевых работ льготным дизельным топливом, которое год от года только дорожает и по цене превышает даже самый высокооктановый бензин. А потом мы удивляемся, почему это у нас ежегодно растёт себестоимость выращивания зерна, картофеля и овощей.

Ну, и один из главных вопросов — обеспеченность техникой. Уверен, в марте инженерные службы хозяйств области готовность техники для проведения весенне-полевых  работ оценят, как всегда, на уровне 95 процентов. При этом отдельной графой пора писать в отчётах – сколько техники возрастом 10 и более лет планируется пустить на поля. Согласно нашим возможностям, на посевную хозяйства области выставляют примерно 7420 тракторов разной модификации, 8090 борон, 1790 плугов, 1200 культиваторов, больше четырёх тысяч сеялок и 165 посевных комплексов. И в очередной раз заметим при этом, что количество тракторов до 2010 года выпуска, то есть старше 10 лет, у нас больше девяти тысяч, а это за 80 процентов всего тракторного парка. Тракторов «помоложе», вплоть до прошлого года выпуска, у нас всего 10-12 процентов.  Поэтому специалисты-инженеры уже не первый год повторяют: для повышения производительности труда и внедрения передовых технологий нужно ежегодное обновление техники в необходимых технологических параметрах.

А много ли приобретаем сельхозмашин? Возьмём данные прошлого года, всего в сельхозотрасли зарегистрировано у нас 25356 единиц различной техники. Так вот, взяли в лизинг за год 257 сельхозмашин, на собственные средства крестьяне купили ещё 356 единиц техники. Из них только 185 тракторов и 85 комбайнов. Остальное – прицепные орудия и животноводческие механизмы, всего 323 единицы. То есть, в целом за год купили 603 единицы на 13 миллиардов 373 миллиона тенге. Это максимум расходов и кредитов, которые смогли себе позволить крестьяне. То есть опять обновляем в пределах всё тех же пяти процентов, а для растениеводства – и того меньше.

Никто при этом не спорит, что одна из главных составляющих успеха в растениеводстве – это техническая оснащённость хозяйств, причем, если мы говорим об инновациях на селе, о внедрении влагосберегающих и нулевых технологий, то и парк техники под эти программы должен обновляться не только количественно, но и качественно, то есть новыми, заточенными под новые технологии образцами.

Мало что меняется

У нас обновление техники вроде бы и идёт, однако процент её износа год от года в той же Павлодарской области меняется мало, всё крутится вокруг одних и тех же цифр – 70-75, а по некоторым оценкам специалистов – все 80 процентов старой, порядком обветшавшей техники. При этом у нас в области, да и в стране в целом, в обновлении сельхозтехники и оборудования сложился перегиб в сторону покупок дорогой импортной техники крупными агрохолдингами. Это стало причиной медленного обновления машинотракторного парка и сельхозоборудования в целом по АПК. Пару лет назад собирались решить проблему путём закупки недорогой техники производства СНГ. Но эти планы, как и многие другие, постепенно сходят на нет, потому что не произошло ожидаемого поворота к такой технике по линии увеличения процента инвестсубсидирования.

Но если мы собираемся повышать производительность труда в два с половиной раза за несколько лет, то эту задачу не выполнить без покупки и последующего внедрения современных эффективных технологий – хоть в животноводстве, хоть в полеводстве. А под новые технологии нужна будет новая, суперсовременная техника. На какие средства её купят крестьяне и без того уже закредитованные в последние годы под завязку? Мы уже приводили данные по закупкам техники в прошлом году. Они не впечатляют. С другой стороны, уже закредитованным крестьянам если что и предлагается – то возмещение или льготный кредит. Подо что брать эти новые кредиты? Если бы государство решилось выполнить условия задачи кардинально, выделив солидные средства на техническую модернизацию – может быть, и удалось бы дать толчок процессу обновления. Чтобы покупка техники легла не только на плечи самих ТОО, кооперативов и крестьянских хозяйств. Это было бы справедливо, потому что при нынешнем курсе тенге к доллару современная импортная техника при скромных возможностях небольших крестьянских и фермерских хозяйств становится мало доступной, а то и совсем не по карману крестьянам.

Однако пока кардинальных решений не прозвучало. Министерство, правда, назвало приоритетом повышение технической вооруженности сельского хозяйства, но инструменты предлагает уже испытанные и вряд ли настолько эффективные, чтобы они могли изменить ситуацию кардинально. Получается так, что основную сумму за тот же «Джондир», а это сотни тысяч долларов, надо будет выложить все-таки крестьянину, государство в общем государственном деле участвует лишь частично. Не говоря уже о том, что кредит или лизинг ещё надо получить, а значит, предоставить залог.

Однако в Минсельхозе считают, что применяемыми мерами за три года можно будет достичь оптимального темпа обновления техники. Да возьмите карандаш и подсчитайте — сколько лет потребуется на полную замену парка при 5-процентном обновлении техники в год?

В этом смысле многие продолжают вспоминать советскую практику, когда каждый год хозяйства страны, в том числе колхозы и совхозы Павлодарской области, ежегодно обновляли до 10 процентов своей техники, а значит, за 10 лет – весь машинно-тракторный парк хозяйства. А государство поставляло технику дёшево, по заявкам и централизованно, через структуры «Госкомсельхозтехники». Эта система ушла вместе с СССР, а новая заключается в покупке импортной техники, пусть и современных образцов, но зато крайне дорогих. Некоторые образцы техники вообще могут себе позволить приобрести только относительно крупные хозяйства, да и то с использованием льготного кредитования или по лизингу. Так что приоритет повышения технического оснащения хозяйств остаётся актуальным. А вот методы решения этой задачи почти не меняются, хотя их эффективность уже давно вызывает вопросы.

И не стоит скрывать очевидного: по-прежнему в области работает очень много старых сельхозмашин на полях и на фермах. А это значит – постоянные затраты на запасные узлы и детали для стареньких тракторов и комбайнов, это значит – потери при уборке и не очень качественная работа во время посевной. Потому что даже современные «Джондиры» и «Хорши», купленные 10-12 лет назад, уже тоже постарели. Позвольте, а когда же тогда поднимать производительность в два с половиной раза?

Вторая составляющая

Ещё осенью все хозяйства области рапортовали о том, что в полной потребности засыпали семена под урожай 2020 года. Если смотреть в тоннах, то да, семян в достатке, даже со страховым фондом. А что с их качеством? К сожалению, до сих пор ясности в этом деле нет, может быть, в своих семенах уверены крупные зерновики области, но их мало. Кстати, в области есть хозяйства с репутацией, способные продвавть качественные семена. Например, ТОО «ПСХОС» — бывший Павлодарский НИИСХ. Здесь можно купить элиту пшениц «Северянка», «Самгау», семена первой репродукеции пшеницы «Павлодарская юбилейная». Есть качественные семена ячменя, овса и житняка. Цены высокие, за элитную пшеницу просят от 165 до 175 тысяч тенге за тонну. Семена похожих сортов пшеницы продаёт ТОО «Галицкое» и продаёт дешевле, чем опытная станция. В КХ «Темир» есть хорошие семена картофеля «Гала», «Биргит», «Розара», тут же можно приобрести семена мягких пшениц омской селекции. А ТОО «КХ Tawa agro» предлагает с десяток сортов семян подсолнечника. Короче говоря, купить качественные семена в Павлодарской области – не проблема. Но, решив вопросы производства и приобретения семян, мы не имеем чёткого механизма проверки качества обычных семян, которыми располагают хозяйства. До 2018 года платили за проведение анализа семенного материала из государственной казны, точнее говоря, из областного бюджета. Однако с прошлого года от этого отказались, и эта практика осталась в нынешнем году. Кстати, только в Павлодарской области из всего Казахстана решено было отнести расходы за анализ семян на самих крестьян. Будто бы государство уже не заинтересовано в качестве семенного материала. Такая практика уже была и ни к чему хорошему не приводила, именно тогда, в 90-е годы, мы имели не самое лучшее представление о том, какими семенами засеваем весеннее поле. И сумма-то потребуется небольшая – примерно 27 миллионов тенге, а вот поди ж ты, пожалели.

В результате немногим больше 10-12 процентов семян в районах области прошли лабораторные исследования. Хотя тут можно упрекнуть и крестьян: всё-таки, хоть наша область и единственная, где стали брать деньги за анализ семенного материала, заинтересованы в этих исследованиях и сами крестьяне-зерновики и картофелеводы. Причём, если хорошие хозяйства, то должны быть заинтересованы кровно. Однако второй год идёт тихий саботаж важного дела. Конечно, семена крестьяне в конце концов проверят, не глупые же они люди, но отчитываться никому не будут. Если, конечно, им не поставят условие: мол, хочешь получать субсидии — отчитайся о качестве семян. Так ведь уже было, и тоже мало к чему приводило.

Пора кормить землю

Что-то мне подсказывает, что в нынешнем году опять не произойдёт заметных изменений в применении минеральных удобрений. Так уж повелось, что ежегодно их используют при посеве преимущественно крупные хозяйства области. И не помогает даже 50-процентное субсидирование покупки минеральных удобрений. Их применение увеличивается настолько медленно, что впору говорить о застое в этом важном деле. Многие земли области не видели удобрений с 90-х годов, то есть от земли всё больше берут и мало дают. Хотя, когда оформляли свои хозяйства, все составляли севообороты, предусматривающие и соответствующую подкормку полей. Да и сами способы применения удобрений зачастую вызывают вопросы. Что и на какие земли вносить – это целая наука, потому что почвы в Павлодарской области разняться по физическому и химическому составу – где-то требуются азотные удобрения, где-то калийные и так далее. Кроме того, надо учитывать, с какой целью вносятся удобрения, а то ведь есть случаи, когда в хозяйстве внесли удобрения, даже не осознавая того, что подкормка такого типа предназначена преимущественно для роста растения, а не для развития колоса. И если сегодня мы говорим о плановом использовании влаго-ресурсосберегающих технологий (а цифры площади полей, на которых якобы применялись такие технологии, облсельхозуправление каждый год увеличивает), то надо знать – насколько эффективно мы работаем с удобрениями. В конце концов, есть же опыт крупных зерновиков, успешно использующих минеральную подкормку и за счёт удобрений получающих значительную прибавку в урожае каждый год.

Но об удобрениях в областном управлении сельского хозяйства мне пообещали составить более предметный и подробный разговор. Пока же отметим, что сегодня мы прошли только по трём составляющим успешного проведения нового полеводческого сезона. Их гораздо больше на самом деле, и каждый фактор должен быть учтён.