Сортообновление: от идеи до реализации

Богатый должен жить проще, чтоб бедный мог просто выжить. — Мохандас Ганди

Субсидирование семеноводства… Сколько было сломано копий по поводу эффективности конкретных мер государственной поддержки отечественных производителей! Множество точек зрения от безоговорочного одобрения («если мы их не поддержим, то кто спасёт агробизнес от конкуренции и проблем выживания в непростых климатических условиях Казахстана?») до неприятия («не стоит плодить нахлебников, дотации – это всё равно что игла наркомана, в Евросоюзе так не практикуют») так и не приведены к одному знаменателю понимания. Сегодня свой взгляд на проблему эффективности субсидирования отрасли в интервью собкору «КазахЗерно.kz», обрисовал генеральный директор ТОО «Олжа Агро» Айдарбек Ходжаназаров.

Айдарбек Асанович, с чего начались прения? Ведь раньше как было: в субсидировании семян не было ограничений. Обновляешь, получаешь гарантированные субсидии, и выходит, что нормально работаешь.

— Это так, однако у наших сельхозпредприятий сложилась практика, при которой они, получая 40% субсидий на покупку тонны элитных семян, продавали полученный с них урожай (семена первой репродукции) за 40 тысяч за тонну – а на вырученные деньги опять покупали элиту. Получается, что субсидированная цена за элиту была на уровне или даже ниже цены товарной продукции, реализованной на ценовом пике.

Выходит, почти вся элита скупалась именно крупными производителями, у которых есть оборотные средства на покупку, а мелким и средним хозяйствам мало чего перепадало?

— Да, это и есть неэффективное использование субсидий. То есть семена нужны на постоянное сортообновление для поддержания качества при каждой новой репродукции. Некоторые компании пользовались субсидиями не во благо, равно как и определённые чиновники злоупотребляли служебным положением. В то же время Минсельхоз со своим бывшим главой Умирзаком Шукеевым представил такую схему – ввести шести- семипроцентные ограничения на объём семян, выделяемый для сортообновления от общего посева сельскохозяйственных культур. Это правильное ограничение в плане ведения планового сортообновления семян, которое бы позволяло справедливо распределять меры финансовой поддержки между всеми категориями товаропроизводителей, а также помогло бы решить проблему гарантированной реализации высокопродуктивных семян семхозам-репродукторам и элитсемхозам страны.

Каково Ваше мнение о другом новом правиле в предложенной Минсельхозом схеме, согласно которому любое семеноводческое хозяйство должно весной отдавать произведённые семена сельхозпредприятию бесплатно, притом, что это предприятие обязуется осенью после получения урожая выделить 30% от стоимости этих семян в фонд поддержки развития семеноводства, из которого и будет финансироваться развитие отечественных семеноводческих предприятий?

— Это интересная – не скажу, что верная, работающая, но и неглупая – схема. Но что мы получаем при реализации этой идеи? Ни одно предприятие не отдаёт сейчас семена бесплатно по программе. Особенно при остром дефиците семян, сложившемся после неблагоприятных условий уборки 2019 года, все семеноводческие хозяйства реализуют их без участия в новой программе. То есть сам по себе механизм не отработан.

Только недавно мы получили информацию, согласно которой Северо-Казахстанская сельскохозяйственная опытная станция (СХОС, это «дочка» Минсельхоза) де-факто отказывается участвовать в этой самой программе.

— Представители компании вели речь о том, что им необходима стопроцентная предоплата за семена. Более того, представители СХОС отказываются упоминать в договоре качественные показатели семян. Моё предложение для выхода из ситуации – существенно доработать схему финансирования мер поддержки семеноводства. Так, на момент поступления бюджетных средств, а это, как правило, апрель текущего года, свободных семян на рынке для освоения этой программы уже не остаётся. Вот как, например, сложилась ситуация в прошлом году. При запуске этой программы планировалось, что она начнет работать с февраля, но на деле эти сроки оказались невыполненными из-за ряда технических нестыковок. Так, в приложении к заявке на получение субсидий семхозом должен прилагаться документ, подтверждающий сортовые и посевные качества семян. Это удостоверение о кондиционности семян, которое выдаётся независимой семенной лабораторией. Этот документ был выдан семхозам только в мае по причине того, что был задержан тендер госзакупок на проведение независимой экспертизы посевных кондиций семян. И это лишь одна из множества нестыковок в работе уполномоченных государственных органов по обслуживанию работы этой программы.

Позицию СХОС тоже можно понять: семена – это всё, что у них сейчас есть. А вдруг не заплатят? Помните, какая история с этими субсидиями происходила ежегодно: оставят ли их? Конечно же, в СХОС рассуждают – зачем нам нужно нести эти дополнительные риски?

— В их позиции есть смысл. Напомню за последние годы правила поддержки развития семеноводства менялись чуть ли не ежегодно. Мы, например, за последние два года уже не рассчитывая на поддержку государства, покупали семена по стопроцентной оплате. Ладно бы – частные фирмы не хотели работать по программе. Но даже государственные СХОС не хотят участвовать! Но всё же, для того, чтобы попытаться освоить бюджетные меры поддержки, СХОС реализуют семена сельхозтоваропроизводителям по стопроцентной оплате, потом они подают заявку на субсидирование уже реализованных семян, получают с бюджета финансирование, после чего аннулируют договоры и возвращают полученные от производителя деньги. Вот реально работающая на сегодня схема, по которой, как понимаете, далеко не все готовы работать – как из-за рисков, как и того же банального отсутствия оборотных средств. Хотя, повторюсь, изначально идея была интересная. Но, тем не менее, неразумно было бы придерживаться неработающих правил, которые тормозят работу по сортообновлению. У сельхозтоваропроизводителей всегда недостаточно средств весной, но с урожая до конца года они точно могут рассчитаться. Тем не менее, пока реализация этой идеи по названным причинам сильно «хромает». «Гладко было на бумаге…» К сожалению, у нас часто так бывает.

В проекте правил субсидирования на 2020 год внесены корректировки в части получателей субсидий, и здесь механизм получения субсидий изменили…

— Да, механизм субсидирования стал более адекватным и прозрачным. Теперь, как и раньше, адресатами субсидий снова стали непосредственные получатели семян — это элитсемхозы и товаропроизводители с утверждёнными соответствующими ограничениями по объёму этих субсидий. Гарантируется частичное (70%) возмещение затрат семхозов, сельхозтоваропроизводителей за фактически приобретённые элитные семена; частичное (50%) возмещение затрат за семена первой репродукции; семена гибридов первого поколения кукурузы, сахарной свёклы, хлопчатника, сорго; частичное (30%) возмещение затрат за приобретённые семена гибридов первого поколения рапса, подсолнечника. При этом субсидии выплачиваются на объём элитных семян, приобретённых на площадь не более 15 % от посевной площади культуры и на объём семян первой репродукции, приобретённых на площадь не более 20% также от посевной площади культуры. Думаю, что этот проект правил субсидирования сможет реально работать в наших условиях.