Закон уже в Мажилисе

Сначала немного фактов. В Павлодарской области, как и во всём Казахстане, в годы независимости было немало сделано для того, чтобы определиться с использованием главного ресурса — земли. Уже два Земельных Кодекса принимали, теперь на очереди третье земельное законодательство. Но известно и другое: до сих пор часть земель используются у нас не так, как надо. Иначе, зачем нам то и дело возвращаться к новым правилам регулирования земельных отношений?

Особенно остро население реагирует на вбрасываемые время от времени идеи возможности купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения, сообщает «КазахЗерно.kz». Поэтому постоянно обсуждается, хоть пока и декларативно, и аренда земли и её приватизация. Последней казахстанцы опасаются, считая, что это игра в поддавки с иностранцами, а надо бы заняться поиском настоящих, рачительных землепользователей. Это поможет увеличить долю земель, находящихся в активном обороте.

Напомню, в Павлодарской области есть земельные угодья площадью более 12 миллионов гектаров, из которых около половины находятся в обороте. То есть земель, закреплённых за ТОО, кооперативами, КХ и ИП у нас около шести с половиной миллионов га. Сеем каждый год где-то 1,3 миллиона гектаров. По сравнению с прошлым годом площадь используемых земель возросла в области на 385 тысяч га, это потому что свободные земли выделяли крестьянам. А в землях запаса уполномоченные органы насчитывают около 3,4 миллиона гектаров. Тут и пастбища, и потенциальная пашня, и сенокосные угодья. Вот почему, даже наращивая из года в год посевные площади, расширяя орошаемое земледелие, Павлодарская область всё равно оставляет у себя большие резервы и возможности для развития растениеводства и пастбищного животноводства.

Из года в год в области работают над тем, чтобы неиспользуемые участки у нерадивых землепользователей забрать, проводят аукционы по передаче крестьянам земель в аренду. Повторим, резервы и ресурсы для этого имеются. Но нельзя не видеть и другого — у нас по-прежнему остаётся изрядное количество неиспользуемых земель. И хотя их площадь вроде бы уменьшается, изжить проблему до конца никак не удаётся. Например, площадь неиспользуемых пахотных земель, закреплённых за сельскими бизнесменами, нынче определена в 73 тысячи гектаров.

 Кстати, выкуп земли в частную собственность среди крестьян, наверное, не только Павлодарского Прииртышья, пока не очень популярен в нашем регионе. Хотя такие возможности были. Выкупаются земельные участки в основном для нужд промышленности и строительства. А вот аренда земли остаётся основным способом закрепления земель за крестьянами. Тем не менее, мы видим, что громадное количество земли в области до сих пор не вовлечено в сельхозоборот и находится в землях запаса.

Но зато можно уверенно говорить: наш регион, в отличие от южных, имеет хорошие земельные ресурсы, которые в перспективе можно брать для развития экономики городов и районов. Но ведь для этого их хотя бы надо вернуть в сельскохозяйственный оборот. И эта работа с разной степенью успеха идёт из года в год. Земельные комитеты в сельских районах работают над выявлением земельных участков, используемых не по целевому назначению. А параллельно идёт работа по недопущению нарушений земельного законодательства. Вот так и область, и страна приближаются к оптимальному варианту земельного законодательства. Во всяком случае, очень хочется в это верить

Правда, тут предстоит решить и одну, попутно возникшую проблему. Речь идёт о пустующих пахотных землях, находящихся в залоге в банках. В своё время, из-за нескольких крупных землевладельцев, не сумевших правильно организовать свой бизнес, но заложивших свои земли в банках, возникла эта ситуация. Работа идёт, но очень медленно, зачастую чиновники, несмотря на все свои старания, в том числе и через суды, не могли их вернуть в государственную собственность, а затем и в оборот. Таких земель сейчас 44 тысячи гектаров по области. Больше всего их в Павлодарском, Актогайском и Иртышском районах. И трудности с возвратом земель говорят, прежде всего, о недостатках казахстанского земельного законодательства.

 Но и по этому поводу добавилось оптимизма. Как следует из официального сообщения Минсельхоза, не далее как 2 июня депутаты Мажилиса парламента РК, рассмотрев на пленарном заседании, одобрили в первом чтении проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития земельных отношений».

Проект представлял в нижней палате парламента первый вице-министр сельского хозяйства РК Айдарбек Сапаров. В своем выступлении он отметил, что «целью разработанного Законопроекта определено совершенствование земельного законодательства, регулирование института аренды земель сельскохозяйственного назначения и усиление государственного контроля за использованием и охраной земель. Законопроектом предусматривается предоставление казахстанцам и казахстанским юридическим лицам земель сельскохозяйственного назначения в долгосрочную аренду сроком до 49 лет, с приоритетным правом пролонгации аренды на новый срок при её истечении, отчуждение права землепользования на земли сельскохозяйственного назначения между землепользователями без выкупа у государства. При этом обязательным условием будет срок их использования не менее 5 лет, а также уведомление уполномоченного органа по земельным отношениям». Это прямая речь, с которой обратился к депутатам представитель сельхозведомства.

Как удалось понять, проектом предусмотрен возврат функций государственного контроля за использованием и охраной земель в ведомство центрального уполномоченного органа, с созданием его территориальных подразделений областей, городов республиканского значения, столицы. Это давно надо было сделать, ведь в либеральном раже мы постепенно выхолостили некоторые государственные функции контроля.

Новым положением законопроекта можно считать запрет на изменение целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения на «садоводство» и «дачное строительство», продление срока действия моратория на предоставление частной собственности земель сельскохозяйственного назначения сроком до 31 декабря 2026 года, размещение сведений о предоставленных земельных участках сельхоз назначения в открытом доступе на интернет-ресурсе АИС ГЗК.

 В министерстве рассчитывают, что в результате принятия разработанного проекта Закона будет положительный социально-экономический эффект в части вовлечения в экономический оборот арендованных земель сельхоз назначения, удовлетворения потребности местного населения в пастбищных угодьях, в доступности и открытости информации по земельным участкам сельскохозяйственного назначения.

То есть, мы можем теперь говорить, что минсельхозом разработан и уже одобрен в первом чтении мажилисменами законопроект о совершенствовании государственного контроля за использованием и охраной земель. Он предусматривает сокращение этапов проверок и сроков изъятия неиспользуемых сельхозземель с трёх лет до 1 года. И это давно надо было сделать, тогда меньше бы земли «гуляло» из-за недобросовестных хозяев. Немало будет зависеть и от дальнейшей цифровизации государственных услуг в едином государственном кадастре недвижимости. Нужна, если хотите, унификация процедуры предоставления земельных участков, контроль за сроками и ходом рассмотрения заявок в информационной системе, безбумажное оказание услуги, исключение института земельной комиссии, согласование выделения земельного участка с госорганами и организациями – монополистами в электронном формате.

Конечно, законопроекту предстоит ещё длинный путь согласований в Мажилисе, а потом и в Сенате. Главное, чтобы перед тем, как закон пойдёт на подпись к Президенту РК, его не успели выхолостить.