Пассивность мешает развитию

Отсутствие своевременной реакции со стороны Минсельхоза приводит к отставанию Казахстана от позитивного опыта соседей. Пассивность на национальном уровне приводит к тому, что национальные интересы казахстанских производителей уступают под нажимом более активных стран в ЕЭК.

Об этом заявила эксперт в аграрной политике, руководитель агентства EXIMAR экономист АйманТурсынкан.

«Сегодня в Евразийской экономической комиссии встретились с директором департамента агропромполитики Арменом Арутюняном и руководителем отдела сельскохозяйственных субсидий этого же департамента Андреем Дробышевским (в ведении Министра АПК ЕЭК) с вопросами, решаемые на наднациональном уровне», — рассказала Турсынкан.

  1. UPOF, прозрачность по семеноводству и посадочному материалу в плодоводстве;
  2. гарантированный сбыт через товаропроводящую единую сеть (к которой проект 24 ОРЦ от нашего минторга никакого отношения не имеет) и поддержку экспорта;
  3. смена мер жёлтой корзины на зелёные по господдержке АПК, диверсификация и категорический отказ от сырьевой агромодели;
  4. воздействие на центробанковскую систему стран ЕЭС с уходом от диктата МВФ по провокации девальвации, гиперинфляции и полного изъятия ликвидности из экономики с подрывом экономики наших стран;
  5. налогообложение с ключевым решением проблемы дифференциации ставки НДС, вплоть до перехода на налог с продаж вместо НДС.

«Все меры из ЕЭК оперативно предоставляются в МСХ РК. Но отсутствие своевременной реакции приводит лишь к отставанию Казахстана от позитивного опыта соседей. Как всегда пассивность на национальном уровне приводит к тому, что национальные интересы казахстанских производителей уступают под нажимом более активным странам в ЕЭК. Приведу лишь несколько примеров, что делают все участники ЕЭС, и не делает МСХ РК:

  1. снятие поддержки с сырьевого экспорта, повышение экспортных пошлин на сырье — торгуй мукой, а не зерном (мясом и тушенкой, а не живым товарным поголовьем);
  2. дифференциация ставки НДС или льготный НДС для агросектора и пищевой индустрии (при базе в 18% НДС в России для АПК ставка 8%);
  3. полное субсидирование транспортных затрат экспортеров готовой АПК продукции с добавленной маржой (не сырья) — спец вычеты для РЖД по льготным тарифам экспортеров на вычеты из налогов перевозчиков;
  4. меры нетарифного регулирования рынка для поддержки импорт замещения в сезон массового местного товаропроизводства с дискредитацией импорта;
  5. инвестиции в инфраструктуру АПК за счёт государства;
  6. поддержка экспортеров до последней мили — прилавка розничных сетей на целевом рынке сбыта;
  7. критика Центрального банка по базовой ставке, влияющей на стоимость займов для бизнеса. Запрет на госзакупки импортного продовольствия — в России закуп продукции для горячего питания в школах достиг 57,9 млрд рублей и этот канал сбыта закрыт зарубежным поставщикам. А это 30% всех мер господдержки для АПК на федеральном уровне», — отметила Турсынкан.