В каждом регионе – свои проблемы

В последнее время всё чаще встречаешь новости о том, что в связи с отсутствием кормов фермеры избавляются от скота. С иной проблемой сталкиваются крестьяне в районе М. Жумабаева СКО, передаёт «КазахЗерно.kz». «Конечно, дороговизна кормов у нас тоже есть. Например, тонна пшеницы в этом году нам обходится в пределах 90 тысяч тенге. Легче тем, кто работает в крупных сельских хозяйствах. Там стоимость кормов ниже и зачастую есть доставка до подворья. Но у нас проблема с тем, что скупщики скота перебивают цену на мясо. Например, стоимость барана у нас зависит от его массы, чем жирнее – тем дороже. В среднем, его можно приобрести за 60 тысяч тенге. Но это не окончательная цена. По килограммам баранину продавать выгоднее, чем сдавать живым весом. Если учесть, что средний вес барана – 50 килограммов, то вместе со сбоем выручить за него можно около ста тысяч. Закуп тушей выходит тысяч на 20–30 ниже. При этом закупщики не принимают во внимание, что для прокорма животного нужно разнотравье — просто костёр баран есть не станет. Для полноценного развития животного необходимы лекарства. Не секрет, что баранина полезна во многих отношениях и вкусна. Главное, знать секреты её приготовления. Полезно всё, в том числе и сорпа, в которой варилось мясо.

Перебивают цены на всё, в том числе говядину и зерно. К примеру, у коровы недавно повредился хребет. Живым весом её взяли по стоимости 800 тенге за килограмм, а в магазинах говядина стоит почти в три раза дороже».

В плане заготовки кормов моим собеседникам повезло. У них свои земли, которые они засевают самостоятельно, семейным подрядом. По сравнению с прошлым засушливым годом, говорят они, в этом урожай зерновых планируется неплохим. Главное, чтобы прошёл хотя бы один хороший дождь. В прошлом не дошли ни овёс, ни ячмень. Только и осталось, что пустить их на корм скоту. А вообще, шутят они, выгоднее всего держать домашнюю птицу. Жаль только, что у неё не баранье мясо.

Что касается недавнего громкого скандала по выделению земель для выпаса скота, то местные сельхозтоваропроизводители называют его «пустым трёпом». Когда-то давно, говорят они, люди сами отдали землю по незнанию, а теперь требуют её назад, хотя уже заключены договоры аренды, и землю, естественно, никто не вернёт. За исключением случаев принудительного отчуждения.